В 1940 году юного актера Михаила Пуговкина заметил кинорежиссёр Григорий Рошаль и пригласил в картину «Дело Артамоновых». Крошечная роль купца Степаши Барского, который пытается переплясать главного героя на свадьбе, стала дебютной ролью Пуговкина в кино. Съёмка этого эпизода завершилась 22 июня 1941 года, в первый день начала Великой Отечественной войны.
7 июля 1941 года Михаил ушел добровольцем на фронт. Был зачислен в 1-й стрелковый полк 6-й дивизии Московского народного ополчения, в составе которого строил оборонительные рубежи, затем участвовал в Ельнинской операции. Попав в окружение, сумел выбраться к своим. С января 1942 года служил разведчиком в 1147-м стрелковом полку 353-й стрелковой дивизии на Южном фронте. В августе 1942 года был тяжело ранен в ногу под Ворошиловградом.
Шел июнь 1941 года, снималась сцена пляски, и вдруг дирекция пригласила всех к себе к репродуктору. Молотов объявлял о начале Великой Отечественной войны.
Я доснялся в пляске и 7 июля, прибавив себе год, ушел добровольцем на фронт, в то время как два моих брата и отец уже были на фронте. Попал я в стрелковый полк № 1147 в роту разведчиков.
Воевать пришлось в полевых условиях. Как сейчас помню, как на Смоленщине принял вместе с такими, как я, безусыми мальчишками, первый бой. А одеты все были в летние брюки, футболки, парусиновые тапочки, то есть новобранцев даже не успели переодеть. После налета немецких самолетов из ста машин, в которых мы находились, уцелели только две - и то неполностью. Мне удалось спастись в этом кромешном аде без единой царапины.
Из воспоминаний Михаила Пуговкина
Лечился в эвакогоспитале в Тбилиси. Ранение оказалось серьёзным, началась гангрена, и ногу собирались ампутировать, несмотря на уговоры актёра не ломать ему карьеру. В последний момент в палату вбежала медсестра с телеграммой за подписью Сталина, в которой врачам предписывалось «прекратить бессмысленную ампутацию у солдат и офицеров». В результате ногу удалось спасти. После госпиталя был комиссован с военной службы.
Ранило меня уже позднее, в августе 1942 под Ворошиловградом. Ранило в ногу, в госпитале началась гангрена, и меня стали готовить к ампутации ноги. Когда ко мне подошел главный хирург полевого госпиталя, я взмолился: "Доктор, нельзя мне без ноги, ведь я артист!" На свой страх и риск доктор пошел навстречу молодому бойцу, уж очень убедительной была моя просьба. Лечение длилось долго, болезнь отступала медленно, меня перевозили из одного госпиталя в другой, пока я не попал в Тбилиси. Оттуда меня отправили домой на амбулаторное лечение, и я еще целых два месяца добирался до Москвы, плыл пароходом.
Раненых на палубе была тьма - кто на костылях, кто весь перевязанный. У меня вместо гипса на ноге была большая шина, и передвигался я на костылях.
До Москвы добирался через Каспийское море. Когда раненые увидели, что командиры вместо своих семей грузят сундуки с вещами, они взбунтовались и самовольно погружались на пароход. Каким чудом я оказался на пароходе, до сих пор не помню.
Лицо мое было очень опухшим, медсестры даже шарахались от меня, потому что осколок от гранаты попал мне под глаз, и глаз был закрыт.
Из воспоминаний Михаила Пуговкина
В 1943 году служил в Московском театре драмы — единственном московском театре, работавшим в военные годы, где главным режиссёром был Николай Горчаков. Там исполнил первую главную роль — Петра Огонькова в пьесе «Москвичка» Виктора Гусева.
24 сентября 1943 года поступил в только что открывшуюся Школу-студию им. Вл. И. Немировича-Данченко при МХАТе СССР им. М. Горького, несмотря на три класса образования. Иван Москвин лично ходатайствовал за него в управлении Высшей школы, солгав, что аттестат об образовании был утерян на фронте. Вскоре Пуговкин стал его любимым учеником. На втором курсе не смог сдать зачёты по марксизму, истории и французскому языку и попал в списки отчисленных.
В 1944 году военкоматом был призван на военную службу во 2-е Горьковское танковое училище в Ветлуге. Начальник училища генерал Фёдор Раевский, любивший искусство, назначил его ответственным за самодеятельность училища. В июле 1945 года Раевский отчислил Пуговкина из училища, чтобы тот смог продолжить выступления в театре, и он вернулся в Школу-студию МХАТ.
Произведения, в экранизациях которых снимался Михаил Пуговкин, которые можно взять в нашей библиотеке:
- Ильф, И. Петров Е. Двенадцать стульев. Золотой теленок [Текст]: романы / И. Ильф, Е. Петров. - М. : Эксмо , 2011. - 640 с. - (Русская классика). - (в пер.)
- Каверин, В. А. Два капитана [Текст] : роман / В.А. Каверин; послесл. Вл.Николаева; рис. Ф.Глебова; оформл. С.Пожарского. - М. : Машиностроение, 1984. - 680 с. : ил. - (Б-ка приключений в 20-ти т. Т.8). - (в пер.)
- Квітка-Основ'яненко, Г. Повісті. Сватання на Гончарівці. Шельменко-денщик [Текст] : п'єси / Г. Квітка-Основ'яненко; авт. передм. С.Д.Зубков ; худож. М.І.Компанець. - К. : Дніпро, 1990. - 607 с. : іл. - (Б-ка укр. класики "Дніпро"). - (в опр.
- Станюкович, К. Максимка [Текст] : рассказ / К. Станюкович; худож.Ю.Гурин. - К. : [б. и.], 1983. - 40 с. : ил.