Игорь Северянин (псевдоним Игоря Васильевича Лотарева) родился 4 (16) мая 1887 года в Петербурге. Сын офицера-аристократа - Василия Петровича Лотарёва. Мать, Наталья Степановна Лотарёва, урождённая Шеншина (дочь предводителя дворянства Щигровского уезда Курской Губернии Степана Сергеевича Шеншина). По линии матери Игорь Лотарёв находился в родстве с поэтом Афанасием Фетом (Шеншиным). Родство с историком Н. М. Карамзиным, о котором упоминает сам поэт, не подтверждено.
Рос в культурной семье, любившей литературу и музыку, особенно оперную ("одного Собинова я слышал не менее сорока раз"). С девяти лет мальчик писал стихи. Юношеские годы провел в усадьбе "Сойволе" недалеко от Череповца, Новгородской губернии, где окончил четыре класса реального училища. Затем уехал с отцом в Порт Дальний. Север пробудил в душе будущего поэта вдохновение (отсюда его псевдоним — Северянин). Также, некоторое время жил в Порт-Артуре (Люйшунь). Накануне Русско-японской войны вернулся в Петербург, к матери, с которой проживал в доме сводной сестры Зои.
Первое стихотворение о русско-японской войне появилось в печати в 1905 в журнале «для солдат и нижних чинов» «Досуг и дело». Первая книга стихов "Сборник стихотворений" издана в Ярославле на средства автора в 1890 году. Молодой поэт после выхода книжки сжег почти весь небольшой тираж. Юношеские опыты не привлекали внимания читателей и критики, и поэту пришлось издать более тридцати разных книжечек-брошюр за свой счет, рассылая их на отзыв в редакции журналов и именитым людям («Зарницы мысли», 1908; «Интуитивные краски», 1908; «Колье принцессы»; 1910; «Электрические стихи», 1910, и др.).
Настоящая слава пришла к нему после выхода в свет сборника "Громкокипящий кубок"(1913). В том же году стал давать собственные поэзоконцерты, совершил первое турне по России вместе с Сологубом. Затем последовали другие сборники стихов Северянина — "Златолира" (1914), "Ананасы в шампанском" (1915) и др., много раз переиздававшиеся. Вечера поэта проходили с огромным успехом, чему способствовал его исполнительский дар.
В 1911 Северянин возглавил течение эгофутуризма, объединив поэтов, выпускавших газету «Петербургский глашатай» (Р. Ивнев и др.). В дальнейшем примкнул к кубофутуристам.
Он стал основателем эгофутуризма, в добавление к просто футуризму, провозгласив культ индивидуализма, возвышающегося над безликой толпой обывателей. Но это приятно щекотало самолюбие самих обывателей. С футуризмом Маяковского Северянина объединяли эпатирующее озорство, презрение к милитаристскому патриотизму и издёвка над затхлым искусственным мирком смертельно скучных классицистов. Однако буржуазия, которую Северянин дразнил и издевательски подкалывал насмешками, стала его главной обожательницей. После выступлений в Крыму с Маяковским, Д. Бурлюком, В. Каменским разошёлся с кубофутуристами.
В феврале 1918 в зале Политехнического музея Северянина избирают «королем поэтов» (к досаде его соперников — В. Маяковского, К. Бальмонта). Называть себя гением он никогда не стеснялся, но в быту был очень прост.
На Февральскую революцию Северянин откликнулся стихами «Гимн Российской республике», «Моему народу», «И это - явь» (март 1917), которые вошли в сборник «Миррэлия» (Берлин, 1922). В стихотворении «Александр IV» поэт выразил свою ненависть к Керенскому, назвав его «паяцем трагичным на канате» (сборник «Вервэна», 1920).
Летом 1918 Северянин, живший тогда в Эстонии, оказался отрезанным от родины. Из 38 лет литературной деятельности Северянин почти 24 года прожил в Эстонии. Позже ездил в дальнейшем с выступлениями во Францию и в Югославию. Там вышли его сборники «Эстляндские поэзы» (1919), «Вервэна» (1920). Находясь в эмиграции, продолжал писать. Издал антологию эстонской классической поэзии. Правительство Эстонии помогло Северянину, назначив субсидию. Последние годы ему жилось тяжело, одиноко.
В 1922 Северянин выступил в Берлине совместно с В. Маяковским и А. Н. Толстым; здесь он опубликовал сборники «Миррэлия», «Менестрель», «Фея Eiole. Поэзы 1920 - 1921 гг.» (1922), роман в стихах «Падучая стремнина» (1922), в 1923 - сборники «Соловей», «Трагедия титана». В 1925 вышел автобиографический роман в стихах «Колокола собора чувств» (Юрьев), в 1931 - сборник «Классические розы» (Белград), в 1934 - сборник сонетов «Медальоны» (там же), в 1935 - «роман в строфах» «Рояль Леандра» (Бухарест). В стихах, написанных за рубежом, Северянин воспевал родину, в трагических тонах говорил о невозможности возвращения.
Присоединение в 1940 Эстонии к Советскому Союзу пробудило в нем надежды на издание своих стихов, возможность поездки по стране. Болезнь помешала осуществлению не только этих планов, но даже отъезду из Эстонии, когда началась война. 22 декабря 1941 Северянин умер в оккупированном фашистами Таллинне.
Стихи Северянина переведены почти на все европейские языки. Его стихи также положены на музыку М. Багриновским, А. Вертинским, Н. Головановым, С. Рахманиновым («Маргаритки») и др.
Северянин переводил с французского (Ш. Бодлер, П. Верлен, С. Прюдом и др.), немецкого (Д. Лилиенкрон), польского (А. Мицкевич), еврейского (Л. Стоуп), сербского (И. Дучич), болгарского (Х. Ботев, П. Славейков), румынского (М. Эминеску), эстонского (А. Алле, Ю. Лийв и др.), литовского (С. Нерис) языков.
Эстонский поэт Вальмар Адамс, близко знавший Игоря-Северянина, заметил у того была великолепная музыкальная память, позволявшая ему на слух воспроизводить даже самые сложные оперные партии: «А голос у него был концертный — стены дрожали!» На своих первых выступлениях Игорь-Северянин пел свои поэзы на мотив полонеза Филины из оперы Амбруаза Тома «Миньона».
Стихи Игоря Северянина, которые можно взять в нашей библиотеке:
- Северянин, И. Стихотворения [Текст] / И. Северянин. - М.: Профиздат, 2000. - 272 с. - (Поэзия XX века). - (в пер.)
- Северянин, И. Стихотворения [Текст] / И. Северянин; сост., вступ. ст. и примеч. В.А.Кошелева. - М. : Сов. Россия, 1988. - 464 с.
В.Серебряков. - М.: Худож.лит., 1990. - 397 с. - (Классики и современники. Поэтич. б-ка).
Стихи Игоря Северянина
|
|
|
|
|
|
Песни на стихи Игоря Северянина
|
|
|
|
|
|